ШРИ ГУРУ-ТАТТВА И ТАЙНА ДИКШИ
Добавлено: 27 дек 2018, 19:10
Вопросы Шри Раджендранатха Пал Чоудхури Махашаи и ответы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады (из газеты «Даиник Надия Пракаша», 1934 г.)
Утром в среду 8 августа 1934 года Шриюкта Раджендранатх Пал Чоудхури Махашая, знаменитый заминдар Лухаджанга, пришел в Шри Гаудия Матх в сопровождении одного из своих подчиненных. Принеся свои смиренные дандаваты к лотосным стопам Шри Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады, он выразил желание послушать несколько слов о Шри Гуру-таттве, тайне дикши и т. п. Шрила Прабхупада любезно давал ценные наставления в течение двух часов. Ниже приводится несколько коротких выдержек из этой беседы.
<...>
Прабхупада [Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур]:
киба випра киба нйаси шудра кене найа
йеи кршна-таттва-ветта сеи гуру хайа
Занимает ли человек положение брахмана, санньяси, шудры или кого бы то ни было, если он полностью постиг науку о Кришне, то он достоин стать гуру (Ч.-ч., Мадхья, 8.128).
Из этого наставления мы можем понять, что Шри Гурудева обязан быть кршна-таттва-веттой (тем, кто знает науку о Кришне). Неверно считать, что только тех, кто родился в семье, принадлежащей к высокой касте, кто обладает знанием об Абсолюте (брахма-джнаной) или тех, кто обрел славу, следует называть гуру. Внешне Шри Гурудева может быть брахманом, санньяси или грихастхой — это не имеет значения. Если духовный учитель не является кршна-таттва-веттой, от него следует отказаться.
Шри Гуру — садачари, то есть тот, кто на практике надлежащим образом следует принципам преданного служения.
<...>
Шастра гласит:
йо вйакти нйайа рахитам нйайена шриноти йах
табубхау наракам гхорам враджатах каламакшайам
ГУРУ, ДАЮЩИЙ НАСТАВЛЕНИЯ ВОПРЕКИ ВЫВОДАМ БОГООТКРОВЕННЫХ ПИСАНИЙ, И УЧЕНИК, СЛУШАЮЩИЙ ТАКИЕ ИСКАЖЕННЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, — ОБА ОНИ ПАДУТ В ТЕМНЕЙШИЕ ОБЛАСТИ АДА («Хари-бхакти-виласа», 1.101).
В качестве примера можно привести непрозрачное матовое стекло и чистое прозрачное стекло. Через непрозрачное стекло невозможно ничего разглядеть. Такое стекло создает препятствие между моими глазами и предметом, который нужный увидеть. Через прозрачную среду я могу видеть. Подобно этому, мы не сможем получить даршану Абсолютной Истины (пара-таттвы) через посредство непрозрачного гуру, или гуру-брувы. Вместо того чтобы предлагать всё, что ученики дают ему для подношения лотосным стопам Бхагавана, гуру-брува поглощает всё это сам. ПОЭТОМУ, ПРЕДАВШИСЬ ТАКОМУ ГУРУ, ЯВЛЯЮЩЕМУСЯ НЕПРОЗРАЧНОЙ СРЕДОЙ, УЧЕНИК ЛИШАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТИЧЬ ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ.
За исключением вайшнава никто другой — невайшнав или антивайшнав — не может стать гуру. Шастра утверждает:
аваишнавопадиштена мантрена нирайам враджет
пунаш ча видхина самйаг грахайед ваишнавад гурох
Мантра, полученная от невайшнава, отправляет человека в ад. Поэтому нужно вновь попросить гуру-вайшнава дать мантру надлежащим образом («Нарада-панчаратра»).
Раджен Бабу: Разве каништха-адхикари не может стать гуру?
Прабхупада: Каништха, мадхьяма и уттама — это категории вайшнавов. На стадии вайшнавизма, называемой каништха, всего лишь отсутствует невайшнавизм. Немного позднее я подробно объясню это. Как мы можем рассуждать об адхикаре [квалификации] и определять, кто является вайшнавом, не приняв прибежища у сад-гуру [истинного духовного учителя]? Только Гурудева может объяснить адхикару. Как тот, кто никогда не входил в категорию преданных и сам ничего не способен понять, может объяснять такие темы другим? Если невайшнав садится на сиденье, предназначенное для гуру, это следует расценивать как открытое пренебрежение гуру-таттвой.
гурор апй авалиптасйа карйакарйам аджанатах
утпатха-пратипаннасйа паритйаго видхийате
Если гуру привязался к чувственным наслаждениям, утратил чувство долга и следует по пути деградации — по любому другому пути кроме преданного служения Господу, — то его следует отвергнуть («Махабхарата», Удьога-парва, 179.25).
КАКОЙ СМЫСЛ ОБРАЩАТЬСЯ К ТОМУ, КТО ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ БЫТЬ ГУРУ (ТЯЖЕЛЫМ), ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕГКИМ (ЛАГХУ)? Если вы со всей силой будете молотить пустую мякину, то сможете ли получить зерно? Если мой наставник идет по ошибочному пути, то я обязан перестать идти вместе с ним. Единственный надлежащий шаг в такой ситуации — отказаться от прибежища у такого учителя. Шрила Джива Госвами Прабху сказал:
вйавахарика-гурвадипаритйагенапи парамартха-гурвашрайо картавйах
Человек, считающийся гуру на основе мирских правил, должен быть отвергнут. Нужно принять квалифицированного духовного учителя («Бхакти-сандарбха», Аннучхеда, 210).
Знание о соответствующем предмете можно получить только от того, кто опытен в данной сфере. Если кому-то дадут должность судьи, то как он будет судить, если даже не имеет элементарных познаний в юриспруденции? Тот, кто не разбирается в математике, не может преподавать этот предмет. Если человек хочет научиться плавать, он должен обратиться к тому, кто сам плавает; если человек хочет научиться кузнечному ремеслу, он должен пойти к кузнецу.
Рядом с домом есть магазин, в котором регулярно покупают продукты. Но в настоящее время магазин пришел в негодное состояние, и его продукты низкокачественные. В то же время в магазине, расположенном по соседству, продаются полезные свежие продукты. Что в таком случае делать покупателю? Продолжать покупать низкопробные товары, просто чтобы следовать традиции, или же выбрать свежие продукты? Если неопытный семейный доктор не способен надлежащим образом вылечить пациента, разве не будет лучшим решением проконсультироваться с более знающим доктором? В такой ситуации если хороший доктор живет даже в Швейцарии, то его привозят к больному. Подобно тому, как кто-то ожидает найти богатства у попрошайки или обрести мудрость, общаясь с глупцом, точно так же есть правило: андхенаива нийамана йатха'ндха — когда один слепой ведет другого слепого, то их обоих ожидает печальный конец и ничего другого. Поэтому нужно обратиться к такому гуру, который является прозрачной средой. Такие вещи требуют деятельности, связанной с восприятием, и если непрозрачный гуру становится посредником и при этом создает препятствие в их достижении, то ситуация становится очень прискорбной. Таким образом, человек должен помнить вайшнавский принцип асат-санга тйага [неблагоприятного общения нужно избегать].
<...>
Обязанность гуру, являющегося прозрачной средой, — принимать всё служение, предлагаемое учеником, и передавать его лотосным стопам Кришны.
Гуру, не являющийся прозрачной средой, принимает учеников из собственной жадности к богатству и вместо предложения того, что предназначено для служения Кришне, сам наслаждается этим и таким образом постоянно обманывает ученика.
<...>
Материалистичного смарту, настроенного враждебно к преданности Кришне, никогда не следует считать гуру. Только тот, кто чрезвычайно дорог Кришне — кршна-прештха (возлюбленный преданный Кришны), — может быть Гурудевой.
<...>
Помимо Шри Радхи-Говинды всё остальное является асат [неблагоприятным]. Нужно принять эффективное воздействие спутников Гауранги, отказавшись от асат-санги [неблагоприятного общения]. Когда человек примеряет непрозрачные очки и начинает рассуждать о гуру-таттве, смотря на то, что у кого-то только один глаз, у кого-то красивая внешность, у кого-то недостаточно хорошее образование, кто-то обладает большой властью и т. п., подобные соображения, основанные исключительно на чувственном восприятии, создают путаницу в понимании гуру-таттвы. Кто-то принимает своим гуру Блаватскую, кто-то — Эпикура, другие же считают своим гуру Гегеля, Канта и т. д. «Тот, кто сможет удовлетворить мои чувства, и есть мой гуру» — ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ СЛЕДОВАТЬ ПО ЭТОМУ ПУТИ САМОРАЗРУШЕНИЯ, НУЖНО СТАРАТЕЛЬНО ПРИНЯТЬ ПРИБЕЖИЩЕ У СТОП СПУТНИКОВ ШРИ ГАУРЫ. Вечная благодать дживы [индивидуальной души] обнаруживается в тех, кто не говорит ни о чем кроме поклонения Радхе-Кришне. Если гуру заявляет, что он — Радха-Кришна, Нанда-Яшода или Шридама-Судама, то общение с ним следует считать в высшей степени лахгу асат-сангой (самой худшей категорией неблагоприятного общения), и такого гуру надлежит сразу же отвергнуть. Шрила Даса Госвами утверждает в своей «Манах-шикше»:
на дхармам надхармам шрути-гана-нируктам кила куру
врадже радха-кршна-прачура-паричарйам их танух
шачи-сунум нандишвара-пати-сутатве гуру-варам
мукунда-прештхатве смара падам аджасрам нану манах
О ум, не увлекайся благоприятными и неблагоприятными действиями, описанными в Ведах. Вместо этого внимательно служи Шри Шри Радхе-Кришне во Врадже. Всегда помни, что сын Шачи — это сын Махараджи Нанды и что мой гуру в высшей степени дорог Господу Мукунде («Манах-шикша», 2).
<...>
Раджен Бабу: Квалифицирован ли каништха-адхикари [вайшнав низшей, третьей категории] давать посвящение в мантру?
Шрила Сарасвати Прабхупада: Откуда приходит каништха-адхикари? Кто дал ему адхикару? Каништха-адхикари никогда не может становиться гуру.
Раджен Бабу: Может ли мадхьяма-адхикари [вайшнав промежуточной, второй категории] давать дикшу?
Прабхупада: Он может лишь провести первоначальные функции дикши. УТТАМА-АДХИКАРИ МАХА-БХАГАВАТА ВАЙШНАВ [ПРЕДАННЫЙ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ] — ВОТ КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ ДИКША-ГУРУ. Существует два типа вайшнавов: рагатмика и рагануга. Те, кто принадлежит к вечной реальности, предлагают служение непосредственно Шри Кришне. Эти рагатмики служат Шри Варшабханави [Шримати Радхарани] и Ее непосредственным экспансиям. Те, кто совершает служение непосредственно рагатмикам и принимает прибежище у них, совершая смарану [памятование], являются раганугами. Они являются духовными гуру.
<...>
Раджен Бабу: Если гуру взял взаймы денег и сильно погряз в долгах, следует ли помочь ему освободиться от долга, дав ему денег?
Прабхупада: Его следует считать падшим, если он принимает деньги от своего ученика, чтобы спасти свое материальное благополучие. Единственная собственность духовного гуру — духовность; единственная обязанность истинного ученика — духовное служение. Что касается финансовых обязательств этого мира, гуру никогда не является должником. Мирские вещи отсутствуют в нем и не могут коснуться его. Не следует сравнивать попытки сад-гуру собрать необходимое для служения Кришне с жадностью гуру-брувы, стремящегося накопить материальное богатство. Человек не может быть гуру, если его снедает жажда накопления материального богатства. Поддержание мирского умонастроения и умонастроения «я гуру» формирует менталитет, который приведет нас в ад.
<...>
Раджен Бабу: Считается ли изучение духовных книг или периодических изданий также шраваной и киртаной?
Прабхупада [Бхактисиддханта Сарасвати]: Пытаясь понять книгу на основе своих собственных реализаций, я на самом деле пойму что-то другое из-за того, что мое восприятие покрыто анартхами. Шри Дамодара-сварупа сказал:
йаха бхагавата пада ваишнавера стхане
эканта ашрайа кара вайшнава-чаране
чаитанйера бхакта-ганера нитйа кара санга
табе та' джаниба сиддханта-самудра-таранга
«Отправляйся изучать «Бхагавату» в изложении вайшнава. Полностью предайся стопам вайшнава. Всегда общайся с преданными Шри Чайтаньи. Только тогда ты поймешь волны океана выводов преданного служения» (Ч.-ч., Антья, 5.131-132).
Раджен Бабу: А если я изучаю, приняв прибежище у лотосных стоп гуру?
Прабхупада: Если человек не может слушать духовные темы, находясь непосредственно у лотосных стоп гуру, тогда он может изучать различные книги и т. д.
Ачарьятрика Прабху (Кунджа-вихари Видьябхушана):
йанхара даршане мукхе аисе кршна-нама
танхаре джаниха туми ‘ваишнава-прадхана’
«Того, кто одним своим присутствием побуждает других повторять имя Кришны, следует считать вайшнавом высшей категории» (Ч.-ч., Мадхья, 16.74).
<...>
Прабхупада: Шравана вечна. Шравана продолжается даже после достижения сварупа-сиддхи [стадии духовного совершенства]. Однажды Тхакур Харидас повторял святое имя Хари в уединенном месте, в хижине, которая находилась глубоко в джунглях Бенапола. Тогда, чтобы очернить славу Харидаса, коварный землевладелец Рамачандра Кхан отправил к нему аморальную женщину, и она вошла в хижину Тхакура и рассказала ему о своих низменных намерениях. Тогда Тхакур ответил ей: «Я принял хари-нама-дикшу. Я поговорю с тобой после того, как дикша будет завершена».
Иначе говоря, подлинная цель Харидаса заключалась в том, что дикша никогда не закончится и что он не станет слушать то, что она собиралась ему сказать. Благодаря слушанию хари-намы, исходившей из святых уст Тхакура, сознание аморальной женщины изменилось.
сеи ваишнави хаила парама-маханти
бада бада ваишнава танра даршанете йанти
«Так проститутка стала возвышенной преданной Господа. Великие вайшнавы приходили, чтобы получить ее даршан» (Ч.-ч., Антья, 3.132).
Когда Тхакур ушел из Бенапола и отправился в Пхулию, он наказал проститутке оставаться в этой хижине и совершать хари-бхаджану, строго храня дух самоотречения.
Сознание очищается с помощью процесса шраваны. Тогда мы становимся такими:
кеба шунаила шйама-нама
канера бхитара дийа, марама пасила го
акула карила мора прана
«Кто вынудил меня услышать имя Шьямы? Оно вошло в мое ухо и затронуло самую сущность моей души, захлестнув мои потоки жизненного воздуха!» (Чандидаса)
Тхакур Бхактивинода поет:
йе дина грхе бхаджана декхи, грхете голока бхайа
«В тот день, когда я вижу, как в моем доме поклоняются Господу, мне кажется, что здесь проявляется Голока — обитель Кришны» (Шаранагати, 3.6).
Раджен Бабу: Можем ли мы пасть после получения дикши?
Прабхупада: Да, если станем ленивыми.
Раджен Бабу: Замечу ли я, что после получения дикши склонность к наслаждению материальными удовольствиями ослабла?
Прабхупада: Разумеется.
дивйам джнанам йато дадйат курйат папасйа санкшайам
тасмат дикшети са прокта дешикаис таттва-ковидаих
«Великие мудрецы, глубоко постигшие духовную науку, называют процесс, с помощью которого передается духовное знание и уничтожаются грехи, дикшей» (Хари-бхакти-виласа, 2.7).
ДИКША НИКОГДА НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ. НЕТ КОНЦА И НАПАДКАМ, ИСХОДЯЩИМ ОТ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ОБЩЕНИЯ. ЭТО НЕ ПРОСТО ВОПРОС ПОЛУЧЕНИЯ МАНТРЫ В УХО:
вишрамбена гурох сева
садху-вартманувартанам
«Необходимо с любовью служить духовному учителю и следовать по стопам садху» (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.74).
Чтобы развить в себе любовь к Кришне (шри кршна-притайе бхогади-тйагах), человек должен следовать гуру, серьезно вопрошая о природе бхаджана (бхаджана-рити-прашнах) и отбросив все виды чувственных наслаждений. Если ученик будет проявлять недостаточную искренность в надлежащем постижении этого из-за гордыни, связанной с тем, что он получил дикшу, то как появится возможность избавиться от анартх [нежелательных качеств и привычек]? Нужна связь с подлинной преданностью.
дикша-кале бхакта каре атма самарпана
сеи-каое кршна таре каре атма-сама
«Во время дикши, когда преданный полностью предается, Кришна принимает его как равного Себе» (Ч.-ч., Антья, 4.192).
сеи деха каре тара чид-ананда-майа
апракрта-дехе танра чарана бхаджайа
«Когда тело преданного полностью трансформируется в духовную субстанцию, тогда он в этом духовном теле поклоняется лотосным стопам Кришны» (Ч.-ч., Антья, 4.193).
После предания себя лотосным стопам Шри Гуру благодаря процессу шраваны и т. д. чистая преданность просыпается в чистом сознании души. Если, получив это, человек продолжает служить духовному учителю, то постепенно жажда удовлетворения своих чувств уменьшается, а стремление служить чувствам Кришны возрастает. ■
Источник: газета Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Даиник Надия Пракаша», номер, посвященный Джанмаштами, 1934 г.
Утром в среду 8 августа 1934 года Шриюкта Раджендранатх Пал Чоудхури Махашая, знаменитый заминдар Лухаджанга, пришел в Шри Гаудия Матх в сопровождении одного из своих подчиненных. Принеся свои смиренные дандаваты к лотосным стопам Шри Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады, он выразил желание послушать несколько слов о Шри Гуру-таттве, тайне дикши и т. п. Шрила Прабхупада любезно давал ценные наставления в течение двух часов. Ниже приводится несколько коротких выдержек из этой беседы.
<...>
Прабхупада [Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур]:
киба випра киба нйаси шудра кене найа
йеи кршна-таттва-ветта сеи гуру хайа
Занимает ли человек положение брахмана, санньяси, шудры или кого бы то ни было, если он полностью постиг науку о Кришне, то он достоин стать гуру (Ч.-ч., Мадхья, 8.128).
Из этого наставления мы можем понять, что Шри Гурудева обязан быть кршна-таттва-веттой (тем, кто знает науку о Кришне). Неверно считать, что только тех, кто родился в семье, принадлежащей к высокой касте, кто обладает знанием об Абсолюте (брахма-джнаной) или тех, кто обрел славу, следует называть гуру. Внешне Шри Гурудева может быть брахманом, санньяси или грихастхой — это не имеет значения. Если духовный учитель не является кршна-таттва-веттой, от него следует отказаться.
Шри Гуру — садачари, то есть тот, кто на практике надлежащим образом следует принципам преданного служения.
<...>
Шастра гласит:
йо вйакти нйайа рахитам нйайена шриноти йах
табубхау наракам гхорам враджатах каламакшайам
ГУРУ, ДАЮЩИЙ НАСТАВЛЕНИЯ ВОПРЕКИ ВЫВОДАМ БОГООТКРОВЕННЫХ ПИСАНИЙ, И УЧЕНИК, СЛУШАЮЩИЙ ТАКИЕ ИСКАЖЕННЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, — ОБА ОНИ ПАДУТ В ТЕМНЕЙШИЕ ОБЛАСТИ АДА («Хари-бхакти-виласа», 1.101).
В качестве примера можно привести непрозрачное матовое стекло и чистое прозрачное стекло. Через непрозрачное стекло невозможно ничего разглядеть. Такое стекло создает препятствие между моими глазами и предметом, который нужный увидеть. Через прозрачную среду я могу видеть. Подобно этому, мы не сможем получить даршану Абсолютной Истины (пара-таттвы) через посредство непрозрачного гуру, или гуру-брувы. Вместо того чтобы предлагать всё, что ученики дают ему для подношения лотосным стопам Бхагавана, гуру-брува поглощает всё это сам. ПОЭТОМУ, ПРЕДАВШИСЬ ТАКОМУ ГУРУ, ЯВЛЯЮЩЕМУСЯ НЕПРОЗРАЧНОЙ СРЕДОЙ, УЧЕНИК ЛИШАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТИЧЬ ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ.
За исключением вайшнава никто другой — невайшнав или антивайшнав — не может стать гуру. Шастра утверждает:
аваишнавопадиштена мантрена нирайам враджет
пунаш ча видхина самйаг грахайед ваишнавад гурох
Мантра, полученная от невайшнава, отправляет человека в ад. Поэтому нужно вновь попросить гуру-вайшнава дать мантру надлежащим образом («Нарада-панчаратра»).
Раджен Бабу: Разве каништха-адхикари не может стать гуру?
Прабхупада: Каништха, мадхьяма и уттама — это категории вайшнавов. На стадии вайшнавизма, называемой каништха, всего лишь отсутствует невайшнавизм. Немного позднее я подробно объясню это. Как мы можем рассуждать об адхикаре [квалификации] и определять, кто является вайшнавом, не приняв прибежища у сад-гуру [истинного духовного учителя]? Только Гурудева может объяснить адхикару. Как тот, кто никогда не входил в категорию преданных и сам ничего не способен понять, может объяснять такие темы другим? Если невайшнав садится на сиденье, предназначенное для гуру, это следует расценивать как открытое пренебрежение гуру-таттвой.
гурор апй авалиптасйа карйакарйам аджанатах
утпатха-пратипаннасйа паритйаго видхийате
Если гуру привязался к чувственным наслаждениям, утратил чувство долга и следует по пути деградации — по любому другому пути кроме преданного служения Господу, — то его следует отвергнуть («Махабхарата», Удьога-парва, 179.25).
КАКОЙ СМЫСЛ ОБРАЩАТЬСЯ К ТОМУ, КТО ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ БЫТЬ ГУРУ (ТЯЖЕЛЫМ), ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕГКИМ (ЛАГХУ)? Если вы со всей силой будете молотить пустую мякину, то сможете ли получить зерно? Если мой наставник идет по ошибочному пути, то я обязан перестать идти вместе с ним. Единственный надлежащий шаг в такой ситуации — отказаться от прибежища у такого учителя. Шрила Джива Госвами Прабху сказал:
вйавахарика-гурвадипаритйагенапи парамартха-гурвашрайо картавйах
Человек, считающийся гуру на основе мирских правил, должен быть отвергнут. Нужно принять квалифицированного духовного учителя («Бхакти-сандарбха», Аннучхеда, 210).
Знание о соответствующем предмете можно получить только от того, кто опытен в данной сфере. Если кому-то дадут должность судьи, то как он будет судить, если даже не имеет элементарных познаний в юриспруденции? Тот, кто не разбирается в математике, не может преподавать этот предмет. Если человек хочет научиться плавать, он должен обратиться к тому, кто сам плавает; если человек хочет научиться кузнечному ремеслу, он должен пойти к кузнецу.
Рядом с домом есть магазин, в котором регулярно покупают продукты. Но в настоящее время магазин пришел в негодное состояние, и его продукты низкокачественные. В то же время в магазине, расположенном по соседству, продаются полезные свежие продукты. Что в таком случае делать покупателю? Продолжать покупать низкопробные товары, просто чтобы следовать традиции, или же выбрать свежие продукты? Если неопытный семейный доктор не способен надлежащим образом вылечить пациента, разве не будет лучшим решением проконсультироваться с более знающим доктором? В такой ситуации если хороший доктор живет даже в Швейцарии, то его привозят к больному. Подобно тому, как кто-то ожидает найти богатства у попрошайки или обрести мудрость, общаясь с глупцом, точно так же есть правило: андхенаива нийамана йатха'ндха — когда один слепой ведет другого слепого, то их обоих ожидает печальный конец и ничего другого. Поэтому нужно обратиться к такому гуру, который является прозрачной средой. Такие вещи требуют деятельности, связанной с восприятием, и если непрозрачный гуру становится посредником и при этом создает препятствие в их достижении, то ситуация становится очень прискорбной. Таким образом, человек должен помнить вайшнавский принцип асат-санга тйага [неблагоприятного общения нужно избегать].
<...>
Обязанность гуру, являющегося прозрачной средой, — принимать всё служение, предлагаемое учеником, и передавать его лотосным стопам Кришны.
Гуру, не являющийся прозрачной средой, принимает учеников из собственной жадности к богатству и вместо предложения того, что предназначено для служения Кришне, сам наслаждается этим и таким образом постоянно обманывает ученика.
<...>
Материалистичного смарту, настроенного враждебно к преданности Кришне, никогда не следует считать гуру. Только тот, кто чрезвычайно дорог Кришне — кршна-прештха (возлюбленный преданный Кришны), — может быть Гурудевой.
<...>
Помимо Шри Радхи-Говинды всё остальное является асат [неблагоприятным]. Нужно принять эффективное воздействие спутников Гауранги, отказавшись от асат-санги [неблагоприятного общения]. Когда человек примеряет непрозрачные очки и начинает рассуждать о гуру-таттве, смотря на то, что у кого-то только один глаз, у кого-то красивая внешность, у кого-то недостаточно хорошее образование, кто-то обладает большой властью и т. п., подобные соображения, основанные исключительно на чувственном восприятии, создают путаницу в понимании гуру-таттвы. Кто-то принимает своим гуру Блаватскую, кто-то — Эпикура, другие же считают своим гуру Гегеля, Канта и т. д. «Тот, кто сможет удовлетворить мои чувства, и есть мой гуру» — ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ СЛЕДОВАТЬ ПО ЭТОМУ ПУТИ САМОРАЗРУШЕНИЯ, НУЖНО СТАРАТЕЛЬНО ПРИНЯТЬ ПРИБЕЖИЩЕ У СТОП СПУТНИКОВ ШРИ ГАУРЫ. Вечная благодать дживы [индивидуальной души] обнаруживается в тех, кто не говорит ни о чем кроме поклонения Радхе-Кришне. Если гуру заявляет, что он — Радха-Кришна, Нанда-Яшода или Шридама-Судама, то общение с ним следует считать в высшей степени лахгу асат-сангой (самой худшей категорией неблагоприятного общения), и такого гуру надлежит сразу же отвергнуть. Шрила Даса Госвами утверждает в своей «Манах-шикше»:
на дхармам надхармам шрути-гана-нируктам кила куру
врадже радха-кршна-прачура-паричарйам их танух
шачи-сунум нандишвара-пати-сутатве гуру-варам
мукунда-прештхатве смара падам аджасрам нану манах
О ум, не увлекайся благоприятными и неблагоприятными действиями, описанными в Ведах. Вместо этого внимательно служи Шри Шри Радхе-Кришне во Врадже. Всегда помни, что сын Шачи — это сын Махараджи Нанды и что мой гуру в высшей степени дорог Господу Мукунде («Манах-шикша», 2).
<...>
Раджен Бабу: Квалифицирован ли каништха-адхикари [вайшнав низшей, третьей категории] давать посвящение в мантру?
Шрила Сарасвати Прабхупада: Откуда приходит каништха-адхикари? Кто дал ему адхикару? Каништха-адхикари никогда не может становиться гуру.
Раджен Бабу: Может ли мадхьяма-адхикари [вайшнав промежуточной, второй категории] давать дикшу?
Прабхупада: Он может лишь провести первоначальные функции дикши. УТТАМА-АДХИКАРИ МАХА-БХАГАВАТА ВАЙШНАВ [ПРЕДАННЫЙ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ] — ВОТ КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ ДИКША-ГУРУ. Существует два типа вайшнавов: рагатмика и рагануга. Те, кто принадлежит к вечной реальности, предлагают служение непосредственно Шри Кришне. Эти рагатмики служат Шри Варшабханави [Шримати Радхарани] и Ее непосредственным экспансиям. Те, кто совершает служение непосредственно рагатмикам и принимает прибежище у них, совершая смарану [памятование], являются раганугами. Они являются духовными гуру.
<...>
Раджен Бабу: Если гуру взял взаймы денег и сильно погряз в долгах, следует ли помочь ему освободиться от долга, дав ему денег?
Прабхупада: Его следует считать падшим, если он принимает деньги от своего ученика, чтобы спасти свое материальное благополучие. Единственная собственность духовного гуру — духовность; единственная обязанность истинного ученика — духовное служение. Что касается финансовых обязательств этого мира, гуру никогда не является должником. Мирские вещи отсутствуют в нем и не могут коснуться его. Не следует сравнивать попытки сад-гуру собрать необходимое для служения Кришне с жадностью гуру-брувы, стремящегося накопить материальное богатство. Человек не может быть гуру, если его снедает жажда накопления материального богатства. Поддержание мирского умонастроения и умонастроения «я гуру» формирует менталитет, который приведет нас в ад.
<...>
Раджен Бабу: Считается ли изучение духовных книг или периодических изданий также шраваной и киртаной?
Прабхупада [Бхактисиддханта Сарасвати]: Пытаясь понять книгу на основе своих собственных реализаций, я на самом деле пойму что-то другое из-за того, что мое восприятие покрыто анартхами. Шри Дамодара-сварупа сказал:
йаха бхагавата пада ваишнавера стхане
эканта ашрайа кара вайшнава-чаране
чаитанйера бхакта-ганера нитйа кара санга
табе та' джаниба сиддханта-самудра-таранга
«Отправляйся изучать «Бхагавату» в изложении вайшнава. Полностью предайся стопам вайшнава. Всегда общайся с преданными Шри Чайтаньи. Только тогда ты поймешь волны океана выводов преданного служения» (Ч.-ч., Антья, 5.131-132).
Раджен Бабу: А если я изучаю, приняв прибежище у лотосных стоп гуру?
Прабхупада: Если человек не может слушать духовные темы, находясь непосредственно у лотосных стоп гуру, тогда он может изучать различные книги и т. д.
Ачарьятрика Прабху (Кунджа-вихари Видьябхушана):
йанхара даршане мукхе аисе кршна-нама
танхаре джаниха туми ‘ваишнава-прадхана’
«Того, кто одним своим присутствием побуждает других повторять имя Кришны, следует считать вайшнавом высшей категории» (Ч.-ч., Мадхья, 16.74).
<...>
Прабхупада: Шравана вечна. Шравана продолжается даже после достижения сварупа-сиддхи [стадии духовного совершенства]. Однажды Тхакур Харидас повторял святое имя Хари в уединенном месте, в хижине, которая находилась глубоко в джунглях Бенапола. Тогда, чтобы очернить славу Харидаса, коварный землевладелец Рамачандра Кхан отправил к нему аморальную женщину, и она вошла в хижину Тхакура и рассказала ему о своих низменных намерениях. Тогда Тхакур ответил ей: «Я принял хари-нама-дикшу. Я поговорю с тобой после того, как дикша будет завершена».
Иначе говоря, подлинная цель Харидаса заключалась в том, что дикша никогда не закончится и что он не станет слушать то, что она собиралась ему сказать. Благодаря слушанию хари-намы, исходившей из святых уст Тхакура, сознание аморальной женщины изменилось.
сеи ваишнави хаила парама-маханти
бада бада ваишнава танра даршанете йанти
«Так проститутка стала возвышенной преданной Господа. Великие вайшнавы приходили, чтобы получить ее даршан» (Ч.-ч., Антья, 3.132).
Когда Тхакур ушел из Бенапола и отправился в Пхулию, он наказал проститутке оставаться в этой хижине и совершать хари-бхаджану, строго храня дух самоотречения.
Сознание очищается с помощью процесса шраваны. Тогда мы становимся такими:
кеба шунаила шйама-нама
канера бхитара дийа, марама пасила го
акула карила мора прана
«Кто вынудил меня услышать имя Шьямы? Оно вошло в мое ухо и затронуло самую сущность моей души, захлестнув мои потоки жизненного воздуха!» (Чандидаса)
Тхакур Бхактивинода поет:
йе дина грхе бхаджана декхи, грхете голока бхайа
«В тот день, когда я вижу, как в моем доме поклоняются Господу, мне кажется, что здесь проявляется Голока — обитель Кришны» (Шаранагати, 3.6).
Раджен Бабу: Можем ли мы пасть после получения дикши?
Прабхупада: Да, если станем ленивыми.
Раджен Бабу: Замечу ли я, что после получения дикши склонность к наслаждению материальными удовольствиями ослабла?
Прабхупада: Разумеется.
дивйам джнанам йато дадйат курйат папасйа санкшайам
тасмат дикшети са прокта дешикаис таттва-ковидаих
«Великие мудрецы, глубоко постигшие духовную науку, называют процесс, с помощью которого передается духовное знание и уничтожаются грехи, дикшей» (Хари-бхакти-виласа, 2.7).
ДИКША НИКОГДА НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ. НЕТ КОНЦА И НАПАДКАМ, ИСХОДЯЩИМ ОТ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ОБЩЕНИЯ. ЭТО НЕ ПРОСТО ВОПРОС ПОЛУЧЕНИЯ МАНТРЫ В УХО:
вишрамбена гурох сева
садху-вартманувартанам
«Необходимо с любовью служить духовному учителю и следовать по стопам садху» (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.74).
Чтобы развить в себе любовь к Кришне (шри кршна-притайе бхогади-тйагах), человек должен следовать гуру, серьезно вопрошая о природе бхаджана (бхаджана-рити-прашнах) и отбросив все виды чувственных наслаждений. Если ученик будет проявлять недостаточную искренность в надлежащем постижении этого из-за гордыни, связанной с тем, что он получил дикшу, то как появится возможность избавиться от анартх [нежелательных качеств и привычек]? Нужна связь с подлинной преданностью.
дикша-кале бхакта каре атма самарпана
сеи-каое кршна таре каре атма-сама
«Во время дикши, когда преданный полностью предается, Кришна принимает его как равного Себе» (Ч.-ч., Антья, 4.192).
сеи деха каре тара чид-ананда-майа
апракрта-дехе танра чарана бхаджайа
«Когда тело преданного полностью трансформируется в духовную субстанцию, тогда он в этом духовном теле поклоняется лотосным стопам Кришны» (Ч.-ч., Антья, 4.193).
После предания себя лотосным стопам Шри Гуру благодаря процессу шраваны и т. д. чистая преданность просыпается в чистом сознании души. Если, получив это, человек продолжает служить духовному учителю, то постепенно жажда удовлетворения своих чувств уменьшается, а стремление служить чувствам Кришны возрастает. ■
Источник: газета Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Даиник Надия Пракаша», номер, посвященный Джанмаштами, 1934 г.