Доверенный слуга, равноценный Всевышнему

Высказывания Бхактисиддханта Сарасвати по разным темам.
Ответить
Аватара пользователя
roman
Администратор
Сообщения: 308
Зарегистрирован: 16 дек 2015, 06:51
Контактная информация:

Доверенный слуга, равноценный Всевышнему

Сообщение roman »


САНСКРИТСКОЕ слово «Гуру» обычно означает «тяжелый» в противоположность «Лагху» — «легкому». В техническом и этимологическом смысле этот термин имеет следующее значение: «Тот, Кто благодаря Своей Сверхчеловеческой Личности и свету великих образцовых поступков, которые являются проявлением трансцендентной силы Его преданного характера, рассеивает тьму невежества в сердцах людей и пронизывает Собой жизни тех, кто безоговорочно, искренне предается Его Божественным Стопам. Такую великую Личность, Высочайший Идеал, Шастры называют словом «Гуру». Поэтому Шрути гласит:

«Чтобы в совершенстве познать Бога, следует полностью и со всем смирением предаться Святым Стопам Гуру, Который глубоко сведущ в Шраута-шастрах и всегда предан Брахману».

Может возникнуть вопрос: «Что может быть нестерпимее, чем то, что кто-то станет постоянно контролировать наши поступки, и даже, более того, каждый шаг в духовной жизни?» Истинная покорность, подчинение и полное послушание несовместимы с поведением, основанном на эмпиризме и своенравии, когда человек, по сути, не властен над собой и неизбежно увлекается вслед за неугомонными чувствами.

Гораздо проще держать посты, совершать аскетические подвиги или исполнять все обязанности в своей жизни, чем беспрекословно следовать воле кого-то другого, даже несмотря на то, что этот наставник — искренний последователь трансцендентной Истины. Однако предаться Высочайшему Идеалу намного выше и значимее, чем совершить все жертвоприношения вместе взятые, а также самый легкий путь, ведущий в мир безграничного вечного блаженства.

Поскольку мы воспитываемся по канонам школы эмпиризма, у нас ожидаемо появится вопрос: «Мы можем повиноваться Богу, но какая необходимость подчиняться Гуру?» Предвосхищая подобные слова, исходящие из наших уст в результате бессознательной апатии по отношению к Богу, Сам Господь говорит нам словами, которые невозможно понять превратно:

«Следует знать, что Ачарья — Мой доверенный слуга, равноценный Мне. К Нему никогда не следует проявлять какую-либо непочтительность. Трансцендентное поведение Ачарьи не следует оценивать с точки зрения крайне ограниченных возможностей мирского знания и выискивать в нем недостатки. Ачарья — это олицетворение всей Божественности».

Гуру, или Духовный Учитель, — это Сверхчеловеческая личность, посланная Богом, чтобы освободить нас от оков эмпирического пути. Мы не должны смотреть на Него, доверять Ему или Его трансцендентной мудрости так, как если бы он был смертным существом, иначе мы полностью сойдем с пути преданности. Духовный Пастор, Которому мы предаемся, является Послом Вишну. Его назначение — привести нас в вечное царство Вайкунтхи, то есть в царство, свободное от всех видов нужды. Бог помогает нам и говорит с нами через Своего доверенного слугу — нашего вечного Духовного Учителя, Гурудеву. Мы никогда не сможем так же надежно узнать Волю Бога и Голос Бога, как через канал смиренного послушания и искренней преданности нашему Духовному Учителю. Это тот метод, который все настоящие преданные Бога столь выразительно и непреклонно практиковали в давние времена.

Духовный Учитель, или Ачарья, — это наш Эталон, Высочайший Идеал, представший перед нами. Нам нет нужды уклоняться от следования по Его стопам из соображений, продиктованных гордыней, тщеславием или самодостаточностью. Нам следует принять обет искренне подчиняться Божественным Словам нашего Духовного Учителя, помня о Нем как о самом возлюбленном, доверенном спутнике Бога, Который нисходит с Байкунтхи, чтобы перевести нас на противоположный берег, в нашу изначальную обитель. Без такого Духовного Учителя, или Гуру, человек подобен лодке, лишенной рулевого, или судну без руля или компаса, которому остается скитаться по волнам, поддаваясь каждому порыву ветра. Поэтому Ачарья говорит:

«Те, кто пытается достичь Бога, пренебрегая Святыми Стопами Гурудевы, сталкиваются с огромными трудностями из-за своих собственных поступков на том пути, который они выбирают. Они становятся жертвой сотен отвлекающих факторов.

Поэтому они, несомненно, будут вынуждены продолжить череду рождений. Подобному тому, как обычный человек восходит на борт судна, намереваясь пересечь океан, но если он лишен помощи рулевого, то неизбежно расстанется с жизнью, так и человек, намеревающийся достичь Бога без помощи Гуру, обязательно собьется с пути».

Настоящие преданные Абсолютной Истины (Кришны) — это соль земли, лекарство для жизни людей, страдающих от духовной болезни. Без их присутствия и периодического нисхождения сюда этот мир не обладал бы никакой ценностью для того, чтобы жить здесь. И наш Гуру, Духовный Учитель, должен быть тем, кто является лучшим из всех таких истинных преданных.

Поскольку духовный Учитель выше всех человеческих изъянов, невежества и слабости, поскольку Он — приближенный Кришны, наиболее возлюбленный Им, равноценный Ему слуга, поэтому Он является самой подходящей личностью для того, чтобы оберегать нас от уловок иллюзии, Майи. Только доверенный Кришны может защитить нас от когтей иллюзии и подтвердить светом Своих образцовых поступков важность беспримесной преданности. Его несгибаемая приверженность Абсолютной Истине и пример каждого Его поступка, исполненного преданности, в здоровом смысле заразительны. Его вечно живые Слова подобны острому оружию, разрубающему запутанные узлы нашей ментальной привязанности к эмпиризму. Его слова — вдохновение для слабых сердцем и целебный бальзам для тех, кто постоянно страдает от духовной слабости. Духовный Учитель — живой маяк, освещающий путь преданности.

Но где можно найти такой Высочайший Идеал? Действительно искренняя и смиренная душа, которая непрестанно стремится прогрессировать в духовной жизни, получит такой Идеал. Но если мы сознательно или неосознанно хотим быть обманутыми, то получим соответствующего обманщика. Это провозглашает сам Бог:

«Я справедливо отвечаю в зависимости от того, как ко Мне относятся, то есть если кто-то обращается ко мне с искренним сердцем, я тоже отвечаю ему искренне — указываю ему истинный путь, посылая ему Своего Доверенного Слугу. С другой стороны, тот, кто пытается обмануть меня, будет введен в заблуждение моей Майей».

Если божественный наставник так редок, то как же ценно Его духовное руководство. Шрути говорят:

Слишком многие из нас своенравно пытаются служить Богу, при этом пытаясь сохранить материальное благополучие, забывая предостережения Ачарьев против такого неприемлемого совмещения.

«Невозможно пытаться сохранить свое мирское положение и достояния, и одновременно с этим служить Богу».

Если мы ревностно пытаемся посвятить свою жизнь служению Абсолютной Истине, Шри Кришне, то должны искренне молиться, чтобы Он наделил нас Своим собственным Сердцем (в противоположность нашему сердцу, которое всегда может предать и подвержено эмоциональным фантазиям), и тогда Он, по Своей беспричинной милости, непременно пошлет нам Своего верного и возлюбленного спутника, Свое второе «Я». Поистине никто кроме доверенного Представителя Кришны не достоин занимать наиболее ответственное положение — пост Духовного Учителя.

Поэтому мы должны быть в высшей степени бдительны в выборе Гуру. Для человека, который склонен к тому, чтобы его регулярно обманывали его чувства или феномены этого мира, пожалуй, невозможно выбрать Гуру, Который не принадлежит к этому Миру, Который является обитателем Трансцендентного мира, низошедшим на Землю по Воле Бога.

Ни один профессиональный священник или проповедник-торгаш не может занимать положение Гуру. Своекорыстные люди действуют, побуждаемые личными мотивами, эгоистическим интересом и тщеславием. Они, в отличие от Истинного Духовного Учителя, не посвятили себя единственному намерению — распространять Славу Бога и действовать во благо падших душ.

Как человек, закованный в кандалы и наручники, не может освободить от оков другого человека, который находится в подобном затруднительном положении, точно так же человек, называющий себя Гуру, но при этом сам падший и остающийся в оковах Майи, не способен освободить другого от такой же опасности.

При выборе Духовного Учителя не может быть и речи о наследственном Гуру. Как было сказано выше, нашим Духовным Учителем должна быть Личность, посланная Богом, — непосредственный Представитель Кришны. Поэтому мирские критерии в Его случае не имеют ценности. Даже мирской здравый смысл подсказывает нам, что сын доктора не обязательно всегда является доктором. Представитель Кришны приходит в этот мир невзирая на родовые связи. Шри Махапрабху говорит:

«Родился ли Он в семье Брахмина, носит ли Он одежды Санньясина или даже если Он пришел в этот мир в семье Шудры — кем бы Он ни был, если Он глубоко разбирается в Кришна-таттве (трансцендентном знании о Кришне), то такая и только такая личность достойна быть Духовным Учителем».

Следовательно, ни тот, кто стремится к вознесению в рай, ни тот, кто желает вырваться из этого мира и обрести Спасение, не годится в Гуру, потому что они сами находятся в состоянии нужды, а не в своем естественном, истинном положении. Человек, утративший свое естественное положение — положение вечного служения Кришне, которое является единственной вечной функцией Души, — пребывает в состоянии нужды и, сбиваемый с толку энергией Майи, пытается утолить свои желания мирскими вещами. Следуя этим путем, порой он решает компенсировать свою неудовлетворенность стремлением попасть в рай и изведать вкус ликера сомы, обладать женщинами, золотом и славой в этом и следующем мирах, или же иногда погружается в критическое умонастроение игнорирования подобного гедонистического менталитета, начинает с пессимизмом смотреть на мир и стремится достичь Спасения.

И тот, и другой — люди, живущие в нужде. Понять, что убогий человек не способен утолить потребности другого, — это просто вопрос здравого смысла. Шастры предписывает строго избегать какой-либо духовной зависимости от этих классов людей. Поэтому мы обязательно должны принять прибежище у Святых стоп Преданного, Который служит Кришне, всеми средствами и во все времена.

В заключение давайте же припадем к Святым Стопам Гурудевы, Который является никем иным как доверенным спутником Кришны и Который, будучи Олицетворением доброты, вечно занят тем, что милостиво оперирует пораженные катарактой невежества глаза Джив хирургическим инструментом — трансцендентным знанием и так открывает их вечные духовные глаза, умащая их глазными каплями беспримесной и бескорыстной любви к Кришне.
Журнал «Шри Садджана-тошани (Гармонист)», том XXV, номер 01, июнь 1927 г., Перевел Александр Стеганцев.
Правдивость - последняя надежда человечества.
Ответить

Вернуться в «Бхактисиддханта Сарасвати»